Как правильно приучать ребенка к горшку: для адекватных родителей - IN WOMAN
Воспитание Дети

Как правильно приучать ребенка к горшку: для адекватных родителей

Как правильно приучать ребенка к горшку? Почему такое огромное количество людей задается этим вопросом? Почему вопросов типа «как правильно научить ребенка есть», «как правильно научить ребенка спать» практически ни у кого не возникает, хотя это тоже совершенно естественные потребности маленького человека.


Почему некоторые родители относятся к теме совершенно спокойно, тогда как другие считают ее чем-то невероятно сложным, приравнивая чуть ли не к началу учёбы в школе. В чём сложность темы, в первую очередь для родителей?


Лично для меня очевидны 2 факта возникновения «трудностей». Во-первых, отсутствие примера. Уже все давно знают (даже самые необразованные, невежественные родители – спасибо соцсетям), что дети обучаются на примере, повторяя действия взрослых или детей постарше.


И практически невозможно их научить чему-либо, преподнося голую теорию. Теоретиками мы становимся гораздо позже, и то не в то время, когда родители, пусть и взрослых, учат нас уму-разуму.


Вот здесь и возникают первые сложности: дитя видит, как мама с папой едят, спят, и т.д., а этот интимный процесс остается за закрытыми дверями, причем не стеклянными.
И второй пункт, каким бы неожиданным он не оказался – наше банальное невежество. Предвижу негодование многих. Но попробую объяснить. По-моему, правильным было бы изначально задаться вопросом «с какого возраста приучать ребенка к горшку». Так с какого?


С какого возраста можно приучать ребенка к горшку


Так как современные чада до овладения навыками похода в туалет чаще всего одеты в подгузники, то вопрос можно трансформировать в «когда отучать ребенка от памперсов».


Итак, первое, что необходимо знать молодой маме: устойчивый контроль мочеиспускания и дефекации наступает у детей в возрасте от 1 года 10 месяцев до 2,5 лет (от 22-ух до 30 месяцев). Даже самые нетерпеливые родители могут сделать попытку запустить «проект» не ранее, чем ребенку исполнится 18 месяцев, то бишь 1,5 года.

Досрочное приучение к горшку не имеет смысла. Можно и нужно проводить время с малышом куда более полезным образом, нежели постоянно, вплоть до отвращения, навязывая ему дружбу с этим предметом.


Если ребенок готов физиологически, то процесс пройдет очень легко. Конечно, при условии терпения и спокойствия родителей. За читающих эту статью людей я спокойна – запас терпения у них достаточный.


Бессмысленность раннего прививания тех или иных навыков можно осознать на простом примере: пока малыш не научился держать ложку, его невозможно научить есть самостоятельно. Абсурдно управлять детской ручкой, зажав ее в своей. Ситуация с горшком – та же, только не для всех это почему-то очевидно.


Почему я говорю о невежестве в этой теме? Надо знать физиологию, только и всего. Чтобы не портить психику ребенку и себе.


Еще один немаловажный аргумент обращать внимание на возраст чад при любых попытках привить им какой-либо навык: учиться мы отправляем их с определенного момента – с 7 лет. Для некоторых плюс-минус год, но это тоже норма.
То есть, когда ребенок готов к обучению. Именно его организм в целом. Некоторые, конечно, пытаются запустить процесс гораздо раньше. Но делать это имеет смысл только в случае, если малыш сам имеет желание познавать. Наличие собственного желания означает готовность ребенка. И вот здесь грех его не поддержать. Вред же насильственных ранних «прививок» знаний уже доказан.


Что интересно, любой из нас, вознамерившись завести щенка, перелопачивает горы литературы, в том числе (а может быть и в первую очередь) и по приучению собаки к туалету.
И каждый прекрасно понимает, что до определенного возраста четвероногий друг будет «делать свои дела» не на улице, а исключительно в квартире. Мы запасаемся терпением, предметами ухода за живностью и ждем момента, когда физиология зверушки позволит ей опорожняться уже на улице.


Когда приходит срок, все происходит очень легко, органично и как бы само собой.


Что нам не позволяет точно таким образом поступать со своими родными чадами? Уверенность, что все это делают (в смысле рожают) и я справлюсь? Учиться этому как будто и не надо, знать физиологию не то что не обязательно, а даже как-то мысль такая не посещает.


Не знаю, получилось ли привести убедительные аргументы в защиту нервной системы ребенка, но я старалась.

Почему же мы настойчиво пытаемся делать из своих крох невротиков? Даже и не о попытках идет речь, а о целенаправленных действиях. На мой взгляд, одна из распространенных причин – элементарная зависть.


Еще одна из распространенных причин, по которой мы начинаем делать из своих крох невротиков – у знакомой ребенок начал ходить на горшок в 10 месяцев.


Да-да. Не забывайте о нашем менталитете. Бывший СССР – страна советов. Но у меня большие сомнения по поводу того, что мы в ближайшем будущем избавимся от потребности давать советы, а так же бросаться их выполнять.


На остальной территории земного шара к «детским» вопросам относятся совсем иначе. Врожденное уже видимо осознание, что каждый ребенок развивается по своему собственному сценарию. Меньше всего внимания на развитие чужих детей. Вектор направлен на мнение специалистов, а не соседей и приятелей.

Нас же с нашим «мировоззрением» охватывает страх при мысли о том, что наша кровиночка отстает в развитии от других детей. «Что люди подумают» – ведь у них (у людей) дети писали в горшок чуть ли не с рождения.


И вот нет бы обсудить эту тему с педиатром. Ну или как минимум погуглить «с какого возраста отучать ребенка от памперсов». Мы стремительно начинаем портить жизнь себе и главное – своему ребенку. Это вместо того, чтобы наслаждаться радостью родительства.
Кстати, я бы не всегда полагалась даже на мнения специалистов, тем более, если они противоречивы. В любом случае должен включаться собственный анализ. Ниже приведу пример.


С какого возраста советуют приучать ребенка к горшку западные специалисты
Некоторые врачи, например, Стив Ходжес, детский уролог, профессор Университета Вэйк Форест, видит опасность в приучении к горшку ребятишек до… 3-х лет. Трех!


Доктор публично заявляет, что до достижения этого возраста дети должны научиться ходить в туалет так же, как и распоряжаться банковскими счетами.


Практика детского уролога показала, что некоторым маленьким пациентам с проблемами инфекций половых органов, недержанием и частыми мочеиспусканиями навязывалось раннее прививание «туалетных привычек».


Стив Ходжес поясняет, почему он считает досрочное воспитание привычки очень вредным: малыши не могут отрываться от игр и занятий, поэтому терпят и сдерживаются.
Для наглядности профессор проводит аналогию между натренированными в спортзале мышцами и мочевым пузырем. Стенки органа при задержке мочеиспускания становятся толстыми, уменьшается его объем, появляется раздражение мочевого. Как следствие – бесконтрольное опорожнение.


Инфекции мочеполовой системы, воспаления по утверждению Ходжеса – из-за сдерживания мочеиспускания.


Уролог говорит, что развитие пузыря происходит к трем-четырем годам. А помогают развитию ни что иное как подгузники, вернее, раскованное мочеиспускание благодаря им.
Опять же, эта информация только для объективного взгляда на вещи – рассмотреть ситуацию с разных ракурсов. Мнение детского уролога важно, его следует знать, но… принимать решение должны только родители.


С моей точки зрения, инфекции мочеполовых путей гораздо проще «заработать», особенно девчонкам, находясь долгое время в подгузниках.


Вспомните правила подмывания девочек – обязательно спереди назад. Во избежание попадания фекалий в половые органы. А в случае с памперсами это прямая дорога к инфекциям.


Ведь если малыш сделал свои дела в штанишки или трусики (а не подгузники), он испытает дискомфорт от соприкосновения нежной кожи с мокрой и холодной одеждой. И с большой долей вероятности обратится к маме за помощью, и будет переодет в чистое.
Кстати, при переодевании ребенка надо разговаривать о том, как неприятно находиться в мокрых вещах. О том, что родители всегда придут на выручку, но еще лучшим вариантом будет сходить на горшок – так делают все взрослые люди, мама и папа в том числе. Только у них горшок для взрослых.


Почему профессор не рассматривает возникновение воспалений по другим причинам (в том числе и по вине подгузников) – для меня загадка. Но я снова ни на чем не настаиваю, я же не доктор. Просто продолжаем обзор темы.


Как понять готовность малыша к горшку?


Стул крохи стал более-менее регулярным, ожидаемым: после утреннего либо дневного сна, возможно после одного из кормлений или даже после прогулки.


Пару часов штанишки либо подгузники не требуют замены.


После дневного сна ребенок просыпается сухим.


Малыш знает, как называются вещи, одежда, предметы, части тела, а так же понимает слова «какать» и «писать».


Ребенку не нравится быть в мокрых или испачканных штанишках, он всем видом это показывает. Когда мама или папа меняют чаду грязную одежду, необходимо озвучивать, что мокро – это некомфортно.


Одним из главных признаков готовности является умение показать или сказать родителям о своем желании.


И да, к моменту прививания «туалетных» навыков малыш должен как минимум уверенно сидеть, еще лучше – уметь ходить. Ведь еще одна опасность приучения к горшку с 8-9 месяцев – дополнительная нагрузка на спинку. Лучше дать возможность крохе подольше поползать.


Как правильно приучать ребенка к горшку


Итак, родители, а чаще всего один из них – мама, осознает, что дитя «созрело» для горшка. Что необходимо делать в первую очередь? Включать наблюдательность. Если ее нет – вырабатывать.


Важно следить (в хорошем смысле) за ребенком, когда он подает признаки желания сходить в туалет. Он может начать тужиться, замереть, может быть даже искать укромный уголок, где его не потревожат.

Момент должен быть пойман, а ребенок спокойно высажен на горшок. Пары-тройки таких действий будет достаточно, чтобы малыш осознал, для чего вообще предназначен сей предмет.


Сложность приучения к туалету заключается в невозможности показа на собственном примере. Ведь, как известно, дети чистые практики, а никак не теоретики. Они обучаются не тому, что им говорят, а тому, что видят. Ну а брать ли ребенка с собой в туалет – каждый родитель решает сам.


По этой причине любой процесс обучения, в том числе и приучение к горшку, происходит быстрее и легче со вторым ребенком. При условии, что разница в возрасте небольшая – старший тоже должен еще ходить на горшок.

Говорить с крохой на эту тему, объяснять, конечно же, нужно, но в исключительно доброжелательном тоне, совершенно ни на чем не настаивая. Не стоит ждать результатов после проведенных бесед, тем более раздражаться при их отсутствии.

И еще немного о том, когда приучать ребенка к горшку. И это не о возрасте, а о времени года. Доктор Комаровский советует это делать летом, и с ним трудно не согласиться. Ведь не закрепив прививаемый навык нельзя вывести дитя на прогулку без подгузника в холодное время года.


Педиатр советует сдвинуть время отказа от памперсов до наступления тепла, если 2 года малышу исполнилось зимой или в межсезонье. Повременив, вы точно никуда не опоздаете.
Мнение российских педиатров


Вот что говорит по этой теме Захарова Ирина Николаевна – педиатр, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ:


Частота стула здорового грудного младенца, который находится на грудном вскармливании, обычно совпадает с числом кормлений. Мама кормит его 6-7 раз грудью, и обычно столько раз ребенок опорожняет кишечник. К трём годам здоровый младенец должен иметь стул 6 раз за 7 дней.

Вопрос приучения ребенка к горшку – это вопрос очень сложный, поскольку наши мамы очень требовательны к ребенку. Они хотят, чтобы во втором полугодии жизни, когда младенец начинает пытаться сидеть, он уже все понял и начал опорожняться в горшочек.
Но ребёнок не понимает, чего от него хотят. Существует международный документ учёных из разных стран о том, что оптимальным временем для приучения ребенка к горшку является возраст 18-24 месяца. Ни в коем случае не надо форсировать сам процесс.
Каждый удачный момент, который случился у ребёнка, нужно похвалить. Его можно обнять, сказать: «Какой ты молодец!».


Очень важно выбрать место в квартире. Возьмем для примера кошку: у неё же есть определенный рефлекс ходить в лоток в одном месте. Ребёнка тоже надо приучить, чтобы горшок был не по всей квартире, а именно там, где его целесообразно держать. Чтобы ребёнок знал это место.

Очень важно ребенка раннего возраста не приучать к унитазу. Многие пытаются приобрести маленькие сиденья и усаживать ребенка на унитаз. Это вредно, потому что у ребёнка болтаются ноги. Для того чтобы осуществить дефекацию очень важно, чтобы он ножками опирался о пол.


Поэтому горшочек должен быть правильного размера. Для ребенка годовалого и для ребёнка трёхлетнего возраста он должен быть соответственно разным.
Горшочек может быть разных цветов – какой больше малышу нравится, но очень важно, чтобы он не был музыкальным. Потому что когда ребёнок слышит музыку не находясь на горшке, срабатывают патологические рефлексы и начинается процесс дефекации.


Много детей, которые имеют запоры. Поэтому очень важно обращать внимание на кратность стула, на его консистенцию, испытывает ли натуживание ребёнок в момент дефекации и есть ли у него чувство неполного удовлетворения.


Потому что натуживание в момент дефекации (малыш в это время краснеет) может быть связано со слабостью мышц. Надо посмотреть, насколько он обеспечен железом, нет ли у него анемии, насколько он обеспечен витамином D. Поскольку мышечная гипотония является следствием этих дефицитных состояний.


Какой горшок выбрать?


Исходя из собственного опыта, скажу, что выбирать надо из соображений практичности самый простой горшок. Без всяких заморочек. По двум причинам: гигиеническим (легче и быстрее мыть), и ребенок не будет отвлекаться и воспринимать горшок в качестве игрушки.
Кто-то напоминает, что горшок не должен быть холодным, иначе спазмирование детского тельца приведет к отказу садиться на него в будущем. Но мне почему-то кажется, что вряд ли у кого-то из родителей возникнет идея покупать металлическое изделие.


Ну, если только кто-то очень зациклен на гигиене, а эмалированную вещь мыть и дезинфицировать, понятно, гораздо проще. Но это скорее исключение. Таким родителям нужно помнить, что главное – комфорт дитяти. Да и есть ли в продаже такие штуки – тоже вопрос лично для меня открытый.


Предмет для мальчиков выглядит несколько иначе – впереди выступающая часть. Во избежание опорожнения мимо.
Для любителей поездок, путешествий с детьми лучше приобрести утварь с крышкой.
Ну и для тех, кто не читал главу о мнении российских педиатров, скажу: горшок ни в коем случае не должен быть музыкальным, дабы у малыша не срабатывал условный рефлекс на звуки мелодии.


Легче всего проходит процесс обучения пользования горшком у детей, которые не носили подгузники. Или пользовались ими только по необходимости. Например, во время ночного сна или прогулки на свежем воздухе. Но и у «памперсных» детей не всё потеряно, просто придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу. Разберем несколько рекомендаций, которые позволят ускорить процесс приучения к горшку.


Если до приучения к горшку малыш все время проводил в подгузниках, то придётся их снять. Зачем – давайте разберем.
Во-первых, малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужна попка и его половые органы.
Во-вторых, он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть сам акт мочеиспускания и дефекации, и не один раз.
В-третьих, нужно на примере показывать, когда и как пользоваться горшком. Для этого придётся наблюдать за малышом и при первых признаках желания справить нужду (например, появится какое-то недовольство, или, может быть, он затихнет, или станет напрягаться и кряхтеть) нужно вовремя предложить горшок.
В-четвертых, малышу без подгузника не нужно будет ничего снимать для того чтобы справить нужду.


Как ускорить процесс приучения ребенка к горшку


Горшок обязательно должен находиться в месте, где постоянно находится ребенок (в идеале конечно в детской), т.е. в зоне видимости и досягаемости.
Когда вы предлагаете ребенку горшок, обязательно объясняйте, что вы от него хотите. Ничего сложного, просто не делайте этого молча. Говорите что-то типа: «давай пописаем» или «давай покакаем».


Если авария все же произошла (а эти моменты неизбежны), категорически нельзя ругать малыша, тем более наказывать или заставлять сидеть на горшке силой. После свершившегося надо напомнить о существовании горшка. Ласково указать на то, что пописать или покакать надо было именно туда. Еще лучше тоже ласково задать вопрос, куда надо было сделать дела.


Когда все получается, выражайте свое одобрение, хвалите дитя, чтобы сформировать и закрепить положительные эмоции. Поощрения – только словесные, ни в коем случае не лакомство и не новая игрушка. И еще в этом пункте есть одно но: хвалить ребенка за опорожнение в горшок следует только на первых порах, во время процесса приучения. Потом делать этого не стоит – ведь это самая естественная вещь на свете.


Сразу после сна или после еды предлагайте ребенку сходить на горшок.


Необходимо учитывать, что для того, чтобы сходить в туалет, обязательно нужно расслабиться. А в каких-то напряженных ситуациях (не хочется употреблять слово «стрессовых»), может быть в незнакомом месте или с незнакомыми людьми малыш не сможет расслабиться и сходить на горшок. Учтите это и не огорчайтесь. Кстати, даже организм взрослого реагирует таким же образом, так что к ребенку тем более не может быть никаких претензий.


И напоследок: чем старше ребенок, тем процесс приучения к горшку займет меньше времени.

Похожие статьи

Оставить комментарий